Вопрос: Есть ощущение, что не стоит идти в такие близкие процессы как йони- или лингам-ритуал с незнакомыми партнерами на тренингах или ретритах, даже если совпали энергетически. Мне кажется важным проводить такие глубокие ритуалы только со своим близким партнером, с кем мы состоим в интимных отношениях. Здорово узнать ваше мнение.
Прежде всего хочется сказать, что «стоит или не стоит?» — это вопрос личного выбора. Хорошо понимать, какого рода процессы происходят во время такого взаимодействия, но здесь не может быть единственного и правильного для всех людей и всех ситуаций решения. Смысл бытия человеком, с нашей точки зрения, как раз и состоит в том, чтобы самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность — и на большой школе, в масштабах всей жизни; и на малой, в своих каждодневных выборах.
Начнем с того, что любое сексуальное взаимодействие — это всегда взаимодействие на уровне сущностей. Сущностью (в отличие от личности) мы, вслед за Гурджиевым, называем глубинный слой нашей подлинной энергии — то, с чем мы приходим в этот мир и что мы можем здесь развивать, передавая наработанное в следующие воплощения. Это примерно то в нас, что в христианской терминологии именуется душой. Однако мы будем пользоваться словом „сущность“, обозначая им глубинную суть каждого человека.
Сексуальное взаимодействие — это всегда взаимодействие на уровне сущностей. То есть каждый человек, с которым мы вступаем в сексуальную связь, навсегда оставляет свой энергетический след в нашей сущности. Навсегда означает «и за пределами данного воплощения тоже». Столько, сколько будет жить сущность-душа, она будет нести на себе этот энергетический отпечаток того человека, с которым мы вступаем в сексуальное взаимодействие. Хотим ли мы такого воздействия на свое существо — это уже вопрос нашего сознательного и ответственного выбора.
Само по себе наличие такого воздействия не является ни плохим, ни хорошим, просто важно понимать, что оно очень глубокое и в каком-то смысле неотменяемое. Например, когда мы влюблены в кого-то, мы очень даже хотим такого воздействия — мы хотим познать любимое существо и хотим быть познаны им, может быть даже хотим энергетического слияния с ним в единое целое (единения душ), и нам не приходит в голову, что это что-то плохое, наоборот — мы жаждем этого всеми собой, всей душой. Однако, именно потому, что это воздействие очень глубокое и неотменяемое, многие духовные учения рекомендуют быть крайне осмотрительными в сексуальных взаимодействиях с другими людьми. Например, я знал одну духовную школу, которая предлагала практиковать принцип «Мы не спим с теми, кто не развивается». А, скажем, любимый нами Садхгуру рекомендует воздерживаться не только от лишних сексуальных контактов, но даже от объятий и рукопожатий, потому что они тоже вносят свою долю энергетического дисбаланса в нашу систему, а зачем человеку на духовном пути лишний дисбаланс? :-)
Однако духовные пути бывают разные. Понятно, что Садхгуру говорит сразу для миллионов людей, и поэтому он говорит о самых общих законах. Однако тантра учит нас, что есть и другие возможности, хотя они, конечно, обладают определенной степенью риска и провокативности, поэтому требуют большой степени осознанности и ответственности. Тантра смотрит на любое проявление сексуальности в человеке как на священное, и воспринимает любое сексуальное взаимодействие как священное. Это не связано с какими-либо этическими или эстетическими аспектами, а является прямым пониманием того, что через сексуальную энергию мы получаем прямой доступ к практически бездонному резервуару жизненной энергии в человеке, которая может быть направлена как на создание новой жизни, так и на глубокое наслаждение или на духовное пробуждение.
В частности, тантра обращает наше внимание на то, что если мы находимся в паре и наше сексуальное взаимодействие замкнуто внутри пары, то энергия пары имеет свойство со временем закисать, застаиваться, она перестает двигаться и обновляться. Пары, которые долго живут вместе, обычно осознают это как снижение уровня сексуального притяжения в паре. Именно поэтому тантрические практики внутри пары часто практиковать гораздо сложнее, чем с незнакомыми партнерами, — как раз из-за очень низкой степени притяжения и некоторого энергетического однообразия: практика может оказаться скучной, потому что будет казаться, что в ней «ничего не происходит». Поэтому, если пара находится на тантрическом пути, для неё может иметь определенный смысл обновление своей энергии через практики с другими партнерами, может быть для начала — наиболее простыми и «безопасными».
Йони- и лингам-ритуал — это, конечно, очень глубокая степень взаимодействия. К тому же она имеет смысл только в том случае, если оба участника готовы открываться и двигаться навстречу другу другу. Вообще все парные тантрические практики — от самых простых и «невинных» до самых интимных и глубоких — предполагают, что речь идет о занятиях любовью между двумя партнерами. Даже если практика состоит в том, что мы просто сидим и смотрим друга на друга, тантра предполагает, что это есть форма занятия любовью, просто ограниченная определенными рамками. Собственно, в этом и состоит одна из жемчужин тантры: через методы тантрических медитаций тантра учит нас открываться любовному измерения внутри себя, учит быть любовью. Это и есть способ духовного пробуждения, который предлагает нам тантра — возвращение в Сердце Всего, в то место внутри нас, которое есть любовь, и в котором мы едины в любви со всем миром.
Так что вопрос, вступать ли в такое взаимодействие с незнакомыми людьми — это вопрос личного выбора и личной ответственности. Например, когда Суйана была беременна Тамарой, мы договорились, что на тантрическом ретрите она будет очень внимательна к выбору партнеров для практик и не будет ходить в глубокое взаимодействие ни с кем, кроме Амару. Это было связано с пониманием, что мы несем ответственность за энергию нашего ребенка, и ему глубокие сущностные контакты с другими людьми сейчас ни к чему. Такую же степень осознанности и ответственности имеет смысл практиковать по отношению к самому себе. И идти в подобное взаимодействие только в том случае, если мы чувствуем глубокий отклик на встречу с энергией другого человека и готовы уделить внимание тому, чтобы помочь нашей энергетической системе адаптироваться к этому энергетическому воздействию. При этом речь не идет обязательно о сложностях такого контакта, ведь живое непосредственное воздействие энергии другого человека на нас может оказаться очень живительным и даже целительным, именно из-за большой открытости процесса и большой глубины взаимодействия.
Люди, их энергии и их жизненные ситуации на самом деле очень разнообразны: кому-то может быть нужно посвятить себя сексуальному взаимодействию только с одним партнером, кому-то — отправиться в исследование своей сексуальности и своей энергии через разные формы сексуальных контактов, а кому-то — вообще воздерживаться от сексуального взаимодействия. В этом смысле тантра хороша тем, что она учит нас осознанности в сексуальной сфере вне зависмости от конкретных форм жизни в ней. Она учит чувствовать движение энергии, учит усваивать и трансформировать её, учит воспринимать и понимать её воздействие на нашу энергетическую систему. Когда мы привносим осознанность в сферу сексуальности, нам всё меньше и меньше начинают быть нужны правила, её регулирующие, потому что мы оказываемся способны самостоятельно чувствовать, что именно нам нужно, и самостоятельно иметь дело со всем, что происходит с нами в любой из форм чувственных и сексуальных встреч с другими людьми.