На днях обсуждали с друзьями, что довольно сложно описать словами то, что именно делает с людьми и с парами наша тантра.
Первая сложность состоит в том, что тантрические медитации направлены на работу с энергией, и научиться чувствовать, что именно происходит сейчас в энергетическом теле — отдельная и очень тонкая задача. Мы привыкли ожидать от практики какого-то явного эффекта в тот самый момент, когда мы эту практику выполняем. Однако одно дело — запустить движение энергии, и совсем другое — развить восприимчивость к этому движению. Довольно часто мы думаем, что сам факт движения энергии означает наличие интенсивных ощущений в теле, но это далеко не всегда так. Больше того, чем энергия «тоньше», чем она «выше», тем менее интенсивно она проявляет себя на уровне физических ощущений. Хорошая весть тут в том, что при корректном выполнении медитации энергия приходит в движение всегда — чувствуем мы это движение или нет.
Вторая сложность состоит в том, что тантрические медитации направлены не просто на приведение энергии в движение, а на её преобразование — трансмутацию. Энергия в ходе такого преобразования меняет свое качество: из более грубой и более доступной для нашего восприятия она становится более тонкой и — менее доступной. Так, энергию сексуального желания и возбуждения в гениталиях могут ощутить все, а попробуйте воспринять энергию, например, благодарности. Или, скажем, энергию вдохновения. Или энергию доверия. Или энергию благодати. Всё это вполне реальные энергетические явления, но для их непосредственного восприятия нам нужно готовить и очищать свои физическое и ментальные тела, а также развивать способность к концентрации. Если бы необходимым условием контакта с этими энергиями была бы наша живая восприимчивость к ним, то мы бы никогда не смогли подняться до их уровня. К счастью, мы имеем возможность получать доступ к этим энергиям раньше, чем научимся отчетливо их распознавать.
Третья сложность — в отложенном эффекте тантрических медитаций. Медитация лишь запускает некоторый процесс, который разворачивается во времени — от нескольких часов до нескольких суток. Эффект от медитации может прийти в ней самой, может к вечеру текущего дня, а может через день, два или три. Я уже где-то рассказывал про то, что эффект от первого контакта с медитациями Пемы, который длился несколько часов, «догнал» меня уже ближе к ночи — через новые, неожиданные и очень творческие проявления сексуальности. В то время как во время самих медитаций «ничего не происходило» (то есть я тогда не был способен почувствовать, что именно происходило).
Вот несколько примеров.
Довольно часто после дня тантрических медитаций я начинаю очень глубоко видеть красоту природы. При этом поначалу я никак не связывал этот эффект с практиками: просто «вдруг» ощущал, что сегодня вечером природа как-то необычайно красива. Мне понадобилось несколько таких эпизодов, чтобы я смог связать причину и следствие.
Другой пример. Довольно часто люди, участвовавшие в наших одно- или двухдневных событиях, упоминают о всплеске творческой активности. «Снова начал рисовать после двадцатилетнего перерыва». «Начал заниматься музыкой». «Закрылась в своей мастерской и работаю». «Придумала рабочий план на ближайший год». Это всё реальные случаи из нашей практики. Иногда люди связывают это с тантрой, а иногда — никак не связывают. У меня тоже есть такой опыт, и я знаю, что его очень сложно распознать как пост-тантрический. Просто «вдруг» начинает хорошо петься или играться на гитаре. Или также «вдруг» приходят какие-то свежие и неординарные идеи.
Еще один пример. Иногда в паре после тантрических медитаций разворачивается типичный для пары эмоциональный конфликт. Только он проходит, во-первых, гораздо ярче, чем обычно, а во-вторых, у пары появляется ресурс осознанности для того, чтобы разглядеть внутри себя механизмы, которые срабатывают во время такого конфликта. То есть тантра дает всплеск сознательной энергии, позволяющий в реальном времени увидеть, как работают те или иные механические эмоциональные паттерны. В нашей с Суйаной практике таких примеров очень много, мы довольно много работаем таким образом со своей психикой с помощью тантры. Но такой опыт есть и у тех, кто приходит к нам на онлайн-курс.
Или, скажем, люди в паре вдруг оказываются способны очень тонко чувствовать друг друга и понимать друг друга с полуслова. Не навсегда, конечно, но на некоторое время — скажем, вечером после дня практик. Или, например, у кого-то вдруг просыпается чувствительность к своим собственным глубоким желаниям. Или вдруг люди, практикующие какой-то вид медитаций, обнаруживают, что их медитации после тантры стали гораздо яснее и глубже.
Все эти примеры рассказывают нам о четвертой сложности описания эффекта от тантрических практик. Дело в том, что у каждого человека и у каждой пары этот эффект — свой. Невозможно сказать, что если вы придете на тантру, то у вас активируются творческие способности. Может быть активируются они, а может быть активируется какая-то давно вытесненная эмоция. Заранее предсказать невозможно. Энергия приходит в движение и делает что-то, что возможно в данном человеке и в данной паре именно здесь и сейчас. В другой раз и в другой медитации будет что-то другое. И при этом — у каждого свое.
Возможно, что вам вообще странно читать всё это в тексте про тантру. Довольно часто тантрическими называют практики, связанные с высвобождением или усилением сексуально-чувственного удовольствия, и многие люди так и думают, что тантра — именно про это. Однако тантрические методы — это методы преобразования энергии из более грубой в более тонкую, просто они используют в качестве исходного топлива сексуальное притяжение и сопутствующие ему виды энергий. Как правило, при этом наша способность получать удовольствие от сексуального общения тоже возрастает, но вовсе не как цель практик, а как следствие обогащения более тонкими видами энергий.